Профилактика игровой-зависимости

Что такое игромания и каковы её последствия?

развернуть

Часто встречаемые симптомы игровой зависимости:

-поглощённость, озабоченность игрой (воспоминания о прошлых играх, планирование будущих ставок и поиск денег на следующую игру)

-играя, появляется возбуждение и игрок повышает ставки

-трудности в попытках контролировать игру или остановиться

- появление чувств тревоги и раздражения при необходимости ограничить ставки или остановить игру

- играть, с целью бегства от своих проблем или поднятия настроения (уход или подавление чувств: вины, тревоги, депрессии, пустоты)

- попытки отыграться на следующий день после проигрыша

-обманы членов семьи, чтобы скрыть своё истинное положение в степени зависимости от игры, в последствии игрок выносит всё из дома и не редко продаёт машины, квартиры и т.д.

-совершение незаконных действий: подлог, обман, кража, мошенничество, растрата финансовых средств на игру

- появление риска потери работы, близких друзей, возможности продвижения по службе, получения образования (возникает не только риск, но и часто игроки теряют то, что имеют)

- заём денег у других людей, чтобы расплатиться с уже имеющимися долгами, вызванными игрой.

Отрицание в признании себя одержимым азартной игрой человека является симптомом его болезни!

 

Стадии зависимости от игры.

Внешне стереотип поведения игрока, очень похож на поведение алкоголика или наркомана. Происходят одни и те же биохимические нарушения в мозгу. Потенциальный игрок слишком много уделяет времени играм, получает ни с чем не сравнимое удовольствие, игра его притягивает.

На первой стадии (стадия выигрышей) - игра от случая к случаю, мечты о выигрышах, возрастающие ставки, большие выигрыши. У игрока присутствует инфантильная мечта - выиграть много денег. Но как только игрок выигрывает приличную сумму - он незаметно для себя переходит во вторую стадию заболевания (стадия проигрышей). Именно тогда формируется механизм зависимости, игрока перестаёт интересовать выигрыш, его увлекает сам процесс. Это игра в одиночку, уходы с работы, крупные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь.

Третья стадия зависимости (фаза отчаяния) - деградация личности. Страсть к игре заставляет идти на преступления, занимать немыслимые суммы, продавать имущество. Это испорченная репутация, разрыв с семьёй, друзьями, перекладывание вины на других, потеря работы, нарушение закона.

Четвёртая стадия (стадия безнадёжности) - чувства беспомощности и безнадёжности, отчаяние, мысли о суициде, с его возможными попытками осуществления, одержимость, безумные действия, разрушение эмоциональной сферы жизни ( проблемы с душевным здоровьем, нервные срывы, депрессия ), юридические проблемы, распад семьи, алкогольная зависимость.

Жизнь игрока рушится и её начало в семейной сфере - во взаимоотношениях в семье (все члены семьи находятся в созависимости от состояния невроза игрока), в деловой сфере - в работе ( невозможность сосредоточения на работе), в социальной сфере - в отношениях с любимыми, друзьями, коллегами по работе, практически невозможно находиться с самим собой ( невозможность думать рационально, быть "здесь и сейчас"). И, наконец полного краха игрок достигает в финансовой сфере - долги, неоплаченные кредиты, и их отсутствие в бюджете семьи игрока. Чувства игрока меняются быстро с эйфории, мечтаний, куража и счастья, на страх, одиночество, отчаяние, горечь и беспомощность, с этими чувствами игрок пребывает всё время до тех пор, пока игра для него является самой важной в жизни (разрушение эмоциональной сферы).

 

Что делать и как лечить игровую зависимость?

Чтобы лечить игровую зависимость необходимо выявить причину и устранить её, т.к. она лежит в основе всех бед.

Методика лечения от игровой зависимости должна быть направлена на перестройку "ущербной", т.е. больную личность игрока нужно переориентировать сообразно с его мироощущением и заполнить "пустоту" игрока, построением своей духовной "новой" личности. Сместить вектор интереса с игры на другую область деятельности.

Например, попытаться приобщить к творчеству, живописи или музыке. В противном случае игрок может найти себе замену, например, начнёт употреблять алкоголь, наркотики, станет трудоголиком, начнёт зависеть от отношений, секса, еды и т.п.

В основе должно быть честное признание о наличии у себя проблемы игровой зависимости и искреннее желание избавиться от неё, перестать играть.

 

Игровая зависимость не излечивается, так же как и другие зависимости, но приостановить её можно, выход есть.

 

Внимание!

 

Если из всех выше перечисленных симптомов вы обнаружили у себя, или у вашего близкого человека не меньше трёх, то вам необходимо обратиться за помощью.

свернуть

Основные методы профилактики компьютерной зависимости

развернуть

Основные методы профилактики компьютерной зависимости

Проблема компьютерной зависимости существует уже не первый год, а вот эффективного способа до сих пор нет. Существуют разработки и программы для борьбы с недугом, но пока они не усовершенствованы до оптимального уровня. Компьютерную зависимость, как и алкоголизм или наркоманию, лечат похожими способами. Созданы клиники, специализирующиеся на проблеме, а также есть сертифицированные специалисты, работающие в этом направлении. Как и при борьбе с другими недугами, профилактика компьютерной зависимости имеет важное значение для предотвращения проблемы.

Почему профилактика может быть бесполезна

Проблеме компьютерной зависимости у детей и взрослых не уделяют должного внимания. Это напрямую связано со сложностью определения признаков болезни. Близкие и сами пользователи не сразу замечают сигналы о развитии проблемы, даже если они явно выражены. Плохая осведомленность о симптомах компьютерной зависимости у детей младших классов и подростков приводит к предболезненному состоянию, а обращения к специалисту происходят уже на момент прогрессирующей стадии недуга.

Неприятный запах изо рта из-за возникает из-за заражения паразитами. Главный инфекционист рассказал как спасти себя и близких. » Читать далее »

Еще одним фактором неэффективной профилактики зависимости у детей оправданно считают неинформированность о существующих методах борьбы. Само существование проблемы больные и их родственники подтверждают только тогда, когда заболевание уже сформировано, и профилактика компьютерной зависимости не просто неэффективна, а бесполезна.

Компьютерная зависимость чаще всего встречается у детей младших классов, а их родители либо зависимы сами, либо просто не замечают проблем. Они считают, что их ребенок просто в отличие от них показывает чрезвычайные способности и обладает высокими компьютерными знаниями. У детей младших классов проблема игровой зависимости всегда проходит явно, а взрослые умело скрывают влечение к разным типам игр.

Компьютерная зависимость еще много лет назад приобрела масштаб социальной проблемы, и Всемирная Организация Здравоохранения рассматривает ее как один из масштабных недугов человечества. Интернет, масса игр и ресурсов просто манят и не дают развиваться личности.

В зависимости от стадии зависимости определяют и виды профилактики недуга: первичные, вторичные и третичные методики.

К этим методам относят способы борьбы с развитием патологического состояния игровой привязанности к компьютеру у детей и взрослых. Существует четыре направления для предупреждения зависимости:

  • воспитательные работы среди детей и молодежи;
  • санитарное воспитание населения;
  • общественные мероприятия, связанные с современными компьютерными технологиями;
  • административные мероприятия на законодательном уровне.

К первичной профилактике игровой зависимости относят информационную осведомленность населения. Среди молодежи проводят ознакомительные беседы, направленные на информирование о существовании социальной и психологической проблемы, ее признаках и последствиях, к которым может привести зависимость от игр. Вторым шагом осведомления подростков является вербальное общение с целью донести информацию о существовании методов профилактики, предупреждающих зависимость от компьютерных игр.

Среди информационных мероприятий выделяют такие:

 

  • беседы с узкопрофильными специалистами и психологами;
  • публикации о компьютерной зависимости в СМИ;
  • доведение информации родственниками и близкими;
свернуть

ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

развернуть

ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер. Практически невозможно найти учебное заведение или организацию без наличия в них компьютера и компьютерных сетей.

Вместе с этим, аналогично тому, как с появлением игровых автоматов начала развиваться такая форма аддиктивного поведения (поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания), как «игровая зависимость», очередной виток технического прогресса создал еще более замысловатую аддиктивную патологию – зависимость от компьютера.

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе за компьютером или проведение за компьютером большей части времени.

Основной группой риска для развития этой патологии стали подростки в возрасте от 13 до 18 лет.

Этому способствуют ряд внешних факторов:

широкое распространение домашних компьютеров

легкость подключения к интернет-сети

компьютеризация школьных и студенческих программ обучения

большое количество клубов и интернет-салонов, особенно в крупных городах.

Компьютерная зависимость включает в себя:

Обсессивное (навязчивые мысли) пристрастие к работе с компьютером (программированию, хакерству, играм)

навязчивый веб-серфинг (информационный поиск в удаленных базах данных)

гиперувлеченность сетевыми азартными играми

киберониоманию (стремление совершать новые покупки в Интернет-магазинах без необходимости их приобретения и учета собственных финансовых возможностей, навязчивое участие в Интернет-аукционах)

киберкоммуникативную зависимость (общение в чатах, участие в телеконференциях и групповых играх).

Зависимость от компьютера, в свою очередь, включает в себя Интернет-зависимость, зависимость от компьютерных игр и зависимость от работы на компьютере, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером, т.е. от потребности взаимодействие с данным устройством в игровой, рабочей или исследовательской формах.

Зависимость от компьютерных игр

Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост геймеров (от англ. слова «game» — игра).

Что лежит в основе увлеченности компьютерными играми?

Исследователи считают, что это ПОТРЕБНОСТЬ В ИГРЕ как таковой, которая свойственна человеку на протяжении всей жизни.

В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Определенное место в ряду компьютерных игр занимают НЕРОЛЕВЫЕ логические и обучающие игры.

Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Если использовать эти компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет), то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, улучшат мыслительные операции и т.д.

Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем: замедляется физическое и психическое развитие, практически исключается необходимая двигательная активность, замедляется развитие широкого спектра эмоциональных реакций, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками.

Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы.

Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм.

Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию:

Они наименее опасны. У них простая графика и звук. За этими играми, как правило, «убивают» время, они не могут вызвать длительной привязанности.

Во время этих игр игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Представляют наибольшую опасность! Эти игры характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры рано или поздно скажутся на психике ребенка и могут стать причиной его чрезмерной агрессивности.

Анализируя проблему увлеченности компьютером, исследователи обращают особое внимание на то, что дети порой настолько вживаются в компьютерную игру, что им в виртуальном (вымышленном) мире игры становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни.

В этом мире для них существуют интересные задачи, невыполнение которых не приводит к каким-либо отрицательным последствиям. Более того, сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Факторы, способствующие развитию пристрастия ребенка к компьютерной игре:

Наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

Возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.

Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем.

По данным психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Особенно подвержены этому подростки.

Именно у этой категории обучающихся появляется навязчивое стремление уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.

Специалисты относят подобный вид зависимости к тяжелым эмоциональным расстройствам, специфической эмоциональной «наркомании».

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр:

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Компьютер позволяет ребенку с довольно большой приближенностью к реальности осуществлять свои мечты: становится супергероем, преследуя и побеждая других и т.д. Специфика этой стадии в том, что потребность в компьютерной игре носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре на этой стадии еще не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.

На этой стадии ребенка можно вернуть к реальной жизни!

Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, станет появление в иерархии потребностей новой потребности – игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет доступа к компьютеру по каким-либо причинам, то на данной стадии возможны достаточно активные действия по устранению этих причин.

Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. На этом этапе зависимость начинает оформляться в одну из двух форм: социализированную или индивидуализированную. Социализированная форма отличается поддержанием социальных контактов в социуме, то есть такие подростки любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику ребенка, чем индивидуализированная форма. Подростки не до конца отрываются от внешнего окружения и не доводят себя до психических и соматических нарушений. Однако пребывание в стадии зависимости должно очень насторожить родителей.

Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом. Это самая длительная и самая разрушительная из всех стадий привязанности. Она может длиться всю жизнь, если не вмешаются специалисты. Однако, коррекция поведения будет сложной и длительной

ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;

Ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;

Ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;

Ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретение новых игр;

Ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;

У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;

Чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;

Прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;

Ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;

Ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;

Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок (при игре дети практически не моргают) может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.

Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей

Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье.

В настоящее время ученые выделяют 4 типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:

В такого рода семье ребенок отождествляется либо с агрессором, либо с жертвой, что сопровождается с чувством стыда и беспомощности. От этого состояния ребенок впоследствии будет пытаться избавиться с помощью какого-либо объекта зависимости (алкоголь, наркотики или компьютер)

Семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формирующая у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания.

В такой семье ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение и деперсонализацию.

Когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.

Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.

Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.

Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.

Как уменьшить неприятные последствия долгой работы за компьютером?

Существуют множество познавательных, развивающих игр. Виртуальная реальность при умелом использовании является полем для развития, познания и совершенствования человека. Это требование реальности. Но все хорошо в меру. Компьютер не должен заменять другие способы познания, развития и общения. Существует несколько простых правил использования компьютерной техники.

Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант — приглушенный рассеянный свет.

Поставьте стол так, чтобы окно не оказалось перед вами. Если это неизбежно, купите плотные шторы или жалюзи, которые отсекут свет. Если окно сбоку, решение то же — шторы, жалюзи. Можно купить козырек, одевающийся на монитор (такими козырьками комплектуют некоторые профессиональные мониторы, продают их и отдельно) или сделать его самому: возьмите картонную коробку, вырежьте из нее угол и оденьте на монитор. Козырек экранирует свет, контрастность изображения повышается, цветопередача становится более естественной, глаза устают меньше.

Экран монитора должен быть абсолютно чистым; если вы работаете в очках, они тоже должны быть абсолютно чистыми. Протирайте экран монитора жидкостью для чистки стекол (желательно с антистатическими добавками) минимум раз в неделю, следите за кристальной прозрачностью очков каждый день.

Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем случае не наискосок.

Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз. Это разгрузит те группы глазных мышц, которые напряжены при обычном направлении взгляда — вниз или вперед. Держите голову прямо, без наклона вперед. Периодически на несколько секунд закрывайте веки, дайте мышцам глаз отдохнуть и расслабиться.

Иногда встречаются рекомендации использовать специальные очки, фильтры. Они действительно способны поднять какой-то из показателей видеосистемы, но только в ущерб другому показателю. Да и резонно ли платить 200 у.е. за очки (хорошие меньше не стоят), вместо того, чтобы купить за те же деньги приличный монитор?

Экран монитора должен быть удален от глаз минимум на 50-60 сантиметров. Если на таком расстоянии вы плохо видите изображение, выберите для работы шрифт большего размера. Если близорукость превышает 2-4 единицы, необходимо иметь две пары очков для работы «вблизи» и «для дали».

Вся жизнь – игра! Звонкая шутка Шекспира стала реальным девизом нашей жизни.

По данным Яндекса, слово «игра» в 6 раз более востребована, чем слово «любовь»

ЗАДУМАЙТЕСЬ. ОСТАНОВИТЕСЬ. ЖИЗНЬ ДАЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ.

свернуть

Профилактика игровой зависимости  

развернуть

Профилактика игровой зависимости  

 

Игромания (гемблинг, лудомания) – это патологическая склонность  к азартным играм, с частыми эпизодами участия в них, которая является основной доминантой в жизни такого человека и влечет за собой обесценивание прежних ценностей для субъекта (семейных, профессиональных, социальных, материальных). Лудомания включена во Всемирную классификацию болезней.

По степени серьезности лудоманию приравнивают к наркотической и алкогольной зависимости. Эта мощная стихия покоряет человеческие умы по всему миру. Яркий пример роста игровой тенденции – количество пользователей игры «World of Warcraft». Собственниками официальной версии стало более 4 млн. человек. Остается только предполагать, сколько игроманов используют пиратские версии игровых платформ.

Действительно, игроманияявляется серьезной проблемой. В некоторых странах она захватывает от 2 до 5 % населения. Даже невинная покупка лотерейного билета у некоторых людей может вызывать волнение и возбуждение, тогда как процесс азартных игр провоцирует целый ряд химических изменений в организме зависимого от игр человека. Яркие игровые автоматы, особая атмосфера игровых клубов, страстное желание одержать победу и сорвать выигрыш... Все это работает на формирование и поддержание зависимого поведения.

Люди с игровой зависимостью теряют ощущение реальности. Тяга к игре мешает им выполнять повседневные задачи. Все мысли, стремления и намерения игромана напрямую связаны с компьютерными или азартными играми.

    

Человек утрачивает интерес к окружающему миру, близким людям, профессиональной деятельности и учебе. Они забывают об обязанностях перед близкими, забрасывают собственные цели, направляя все усилия на поиск себя в игровом мире. Закрывать глаза на это нельзя. Безобидное увлечение может перерасти в серьезную психологическую проблему. Мы можем долго не обращать внимания на проблему, если она не касается наших родных и близких. Осознание приходит, когда юные игроманы теряют интерес к учебе, спорту, музыке. Игровая зависимость у взрослых грозит потерей работы и семьи.

Однако, внешняя атрибутика - не главная причина возникновения зависимости от азартных игр. Как предполагается, существует определенная генетическая предрасположенность к азартным играм, так же, как и к другим видам зависимостей, в частности, дефицит норадреналина в организме. На степень зависимости влияют также личностные особенности игрока, уровень его психологической зрелости.

Игровая зависимость является ничем иным, как расстройством контроля над побуждениями, а в некоторых случаях,- прогрессирующим заболеванием, которое  характеризуется непрерывной  или периодической  потерей  контроля над азартными играми.  Патологическая зависимость от азартных игр сродни другим видам расстройств импульсного управления, таким, как клептомания, пиромания и трихотилломания,  антисоциальное расстройство личности и более серьезные заболевания. Для игровой зависимости характерны постоянная озабоченность зависимого человека от процесса игры, получения денег, иррациональное мышление (в том числе, с магическими элементами и верой в судьбоносный выигрыш) и дальнейшее продолжение иррационального, привычного  поведения, несмотря на явные неблагоприятные последствия.

Игровая зависимость ведет: к снижению настроения, ухудшению общего самочувствия, социальной активности; наблюдается повышенная тревожность и нарушение адаптации в обществе. По мере развития игровой зависимости у взрослых формируется неудовлетворенность собой, теряется смысл жизни, развивается глубокая депрессия.

Существует два типа игроков: одни играют эпизодически, позволяют себе проиграть определенную сумму в казино или в игровых автоматах, другие входят в состояние игрового транса, теряют счет времени и деньгам.

Стадии игровой зависимости:

Нет зависимости. В самом начале формирования игровой зависимости человек увлечен игрой, но он может еще от нее отказаться, найти себе другое занятие в свободное время;

Средняя зависимость. Отказаться от игры становиться труднее. Геймер уже заработал много очков, у него есть внутри игровая валюта и какое-то количество внутри игровых бонусов или вещей;

Тяжелая зависимость. Человек увлечен игрой, не может от нее отказаться, все свободное время посвящает игре, тратит уже реальные деньги. В разговорах с друзьями у него только одна тема – любимая игра, ведется пропаганда этой игры среди окружающих. Даже в этой стадии взрослому человеку трудно признаться себе и окружающим в своей игровой зависимости.

Как избавиться от игровой зависимости?

Лечение игровой зависимости предполагает использование разных психологических приемов и способов. Перечислим наиболее действенные из них.

1.      Профилактика игровой зависимости.

Следите за тем, чтобы казино и онлайн автоматы из развлечения не трансформировались в страшную проблему. Не позволяйте себе или близкому человеку проигрывать более 3-5% своего месячного дохода. Не выходите за эти границы. Не пытайтесь «отыграться». Тогда вы не столкнетесь с вопросом, как избавиться от игромании, когда все уже зашло слишком далеко. Что же касается компьютерных игр, тут тоже должны быть жесткие меры. Вы можете разрешить ребенку или себе поиграть полчаса, чтобы отвлечься. Но по истечении этого времени не должно быть никаких оправданий. Игровой процесс должен быть окончен безоговорочно. Блокирование нарастания азартного интереса – принцип, который преследует профилактика игровой зависимости.

2.      Осознание проблемы – первый и самый трудный шаг в лечении игромании.

Посещение казино, игру в азартные игры онлайн или лотерею мы подкрепляем стремлением улучшить свое финансовое благосостояние. Компьютерная игровая зависимость воспринимается игроманом, как способ отвлечься и приятно провести время. На самом деле обогатиться таким способом удалось не многим. А пристрастие к компьютерным играм забирает все свободное время игромана, занимает все его мысли, мешает самореализации. Пока вы не поймете, что игромания – серьезная проблема, вы так и останетесь в неведении и будете шаг за шагом разрушать свою психику и жизнь.

3.      Лечение игровой зависимости сильными эмоциями.

Азартные игры – источник адреналина. Процесс компьютерной игры восполняет запасы гормона дофамина. Найдите другое занятие, которое станет для вас источником счастья и удовольствия. Новое увлечение поможет легче и безболезненно вытеснить зависимость от игровых автоматов.

4.      Подавление желания играть.

Нужно осознанно подходить к ситуации. Осознание, что игра для вас — уход от реальности, — уже первый шаг на пути к избавлению от игровой зависимости. В наиболее сложных случаях используются техники подавления подсознательного желания играть. Наиболее эффективные методики – гипноз, внушение.

5.      Мотивация.

Вы находитесь в поиске ответа на вопрос, как избавиться от игровой зависимости? Тогда найдите мощную мотивацию. Без сильных целей и мощных установок избавиться от проблемы будет трудно. Дайте своему мозгу целевую установку к действию. Подумайте, чего вы себя лишаете, проводя время в игре. Задайтесь новой целью в жизни, не оставляя себе времени на укрепление зависимости.

6.      Вознаграждение.

Поощряйте себя чем-нибудь приятным за успехи. Покупка новой вещи, поход в кино, путешествие, вкусная еда – те небольшие призы, которые вы можете себе позволить. Так зависимость от игровых автоматов будет вытесняться чем-то более приятным. Стресс от отсутствия игрового процесса будет замещаться новыми позитивными эмоциями. Разумеется, к этом вопросу нужно подходить осознанно: нельзя заменить игровую зависимость алкогольной или начинать переусердствовать в еде.

7.      Занятость.

Люди с игровой зависимостью не должны страдать от скуки. Она — основная причина усиления зависимости. Безделье может спровоцировать срыв. Загрузите себя работой, спортом, музыкой. Ищите новые занятия. Начните повышать профессиональные компетенции. Сделайте все, чтобы у вас не оставалось свободного времени. Если речь идет о ребенке, то занимайте его любыми возможными способами. Закрепите за ним обязанность по дому, запишите на в спортивную секцию. Не забывайте о поощрении.

8.      Увидеть все минусы — первый шаг на пути к избавлению от игромании.

Компьютерная игровая зависимость устраняется формированием отрицательного мнения об игровом процессе. Важно чтобы человек понял, сколько вреда приносит ему игра. Желательно, расписать это в красках, показать яркие примеры того, как зависимость от игр портит психику и разрушает судьбы. Стоит обсудить физические аспекты (ухудшение зрения, искривление осанки) и психологическую сторону (профессиональная деградация, потеря интереса к реальной жизни, сложности в общении).

В случае если Вы сами не можете справиться со своим «увлечением», пристрастие к играм, которое негативно сказывается на Вашем здоровье, материальном благополучии, отношении с окружающими, рекомендуем обратиться за помощью специалиста (психиатра, психотерапевта).

«Телефон Доверия» - служба экстренной анонимной психологической помощи по телефону. Звонок бесплатный.

Если вы находитесь в трудной жизненной ситуации, не видите выхода из нее, считаете что жизнь кончена, не знаете куда обратиться за помощью – звоните. Режим работы: круглосуточно, без выходных, перерывов.

свернуть

Профилактика игромании

развернуть

ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ АЗАРТНЫХ ИГР

   В последнее время всё больше и больше стали наблюдаться случаи развития
зависимости к азартным играм, в том числе и компьютерным. Проведенный научный
анализ показал, что наиболее уязвимыми в плане формирования зависимости азартных и компьютерных игр являются подростки. Переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подростки не обладают еще устоявшимися стратегиями поведения в отношении с взрослыми и сверстниками, испытывают трудности в социальной адаптации, находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир игры. Тревогу вызывает тот факт, что в процессе азартной игры подростки часто поддерживают свое состояние эйфории, употребляя алкоголь или психоактивные вещества.
     Азартными считаются игры, в которых выигрыш полностью или в значительной
степени зависит не от искусства играющих, а от случая. Азартные игры связаны не только с многочисленными неблагоприятными межличностными, финансовыми, криминальными и психиатрическими последствиями, но и с опасностями ранней
сексуальной жизни (беременностью и заболеваниями, передающимися половым путем).
    В настоящее время с повсеместным распространением игровых автоматов и интернет-игр проблема зависимости у подростков стала ещё более актуальной.
Причины возникновения компьютерной зависимости могут быть различными: отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье; отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером; неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими и отсутствие друзей.
Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр: нежелание отвлечься от игры; раздражение при вынужденном отвлечении; неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером; забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами; готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера; угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игр на компьютере.
    Тщательный анализ данной проблемы позволил сформулировать правила компьютерной безопасности: время пребывания детей у компьютера следует ограничивать (для детей 6-7 лет — 10 мин, 8 – 11 лет – до 20 мин, для старшеклассников — до З0 мин в день); нельзя играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, не сделанных уроков и даже просто прогулки на улицы; нужно контролировать содержание игры (исключать сюжеты с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинскими и прочими нравственно отрицательными темами).
     В целях профилактики развития зависимости к азартным играм рекомендуем родителям:
1. Проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей ребенка, поощряйте его творческие начинания.
2. Следите за тем, чтобы ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
3. Корректно используйте право взрослого на запрет, т.к. «запретный плод всегда сладок».
4. Поощряйте интерес ребенка к посещению секций и кружков.
5. Проводите свободное время вместе: играя, активно отдыхая, выполняя домашние дела.

свернуть
поделиться в: