В помощь молодым специалистам

Рекомендации молодому педагогу

развернуть

Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

 

  1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
  2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
  3. Изучите методические пособия к проведению урока.
  4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
  5. Не забудьте, что учебно-воспитательный процесс в целом и его важнейшая часть – урок подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологию
  6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на уроке.
  7. Все ли Вами отработано из повторения для более глубокого изучения и усвоения нового материала.
  8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока. Это будет Вашим творчеством.
  9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
  10. Пусть ориентиром для Вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
  11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашнего задания учеником.
  12. Постарайтесь «примерить» свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить их ошибки – это и есть индивидуальный подход, без которого и не добиться глубоких и прочных знаний.
  13. Подумайте, что завтрашние занятия будут связаны со всей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок – законченное целое, но он звено всего учебного и воспитательного процесса.

Как подготовить современный урок

 

         Урок – главная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определятся уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своими замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Итак,

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
  • четко определить и сформулировать его тему;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • и, наоборот, обозначит для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
  1. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
  2. Спланировать учебный материал.

Для этого надо:

         Подобрать литературу по теме. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

  1. Подобрать учебные задания, целью которых является:
  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.
  1. Упорядочить учебные задания в соответствие с принципом «От простого к сложному». Составить три набора заданий:
    • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
    • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
    • задания, способствующие закреплению материала учеником.
  1. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, одним слом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

  1. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

  • Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения,  также показать подлинный интерес учителя к работе.

  1. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
  2. Продумать задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
  3. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.
свернуть

Гарантии и компенсации молодым специалистам

развернуть

Нормативные правовые акты:
— Кодекс Республики Беларусь об образовании;
— Трудовой кодекс Республика Беларусь (далее – Трудовой кодекс);
— Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821.
В соответствии со статьей 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, предоставляются гарантии и компенсации, в частности:
— трудоустройство в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией;
— отдых продолжительностью тридцать один календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, — сорок пять календарных дней. По инициативе выпускника продолжительность отдыха может быть сокращена;
— компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде;
— денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь.
В соответствии с данной статьей предоставляются гарантии и компенсации также выпускникам, направленным на работу, в том числе выпускникам, направленным на работу, которые получили высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан.

Отдых
Отдых используется выпускником до трудоустройства в организацию по распределению (направлению).
В случае, если выпускник уже состоит в трудовых отношениях, использование им отдыха возможно только путем предоставления ему трудового или социального отпуска. Например, по согласованию с нанимателем может быть оформлен социальный отпуск по семейно-бытовым или иным уважительным причинам на основании статьи 190 Трудового кодекса.

Денежная помощь
В соответствии с пунктом 25 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821, выплачивается денежная помощь:
молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, которые направлены на работу, — в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);
молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, — из расчета тарифной ставки (тарифного оклада), оклада.

Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.
Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждением образования выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.
В случае, если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.
Справка о размере стипендии выдается учреждением образования при выдаче документа об образовании.

Гарантии и компенсации в связи с переездом
Согласно части первой статьи 96 Трудового кодекса выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность, возмещаются:
стоимость проезда, выпускника и членов их семей (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку;
расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 килограммов на самого работника, выпускника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества);
суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках;
единовременное пособие на самого выпускника в размере его месячной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, должностного оклада по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого работника, выпускника.
Для определения права выпускника на компенсации в связи с переездом на работу в другую местность следует исходить из того, какой населенный пункт являлся местом его постоянного (преимущественного) проживания (регистрация по месту жительства, постоянная прописка) до распределения (направления). При этом временная регистрация на период обучения по месту нахождения учреждения образования не учитывается.Например. Выпускник трудоустроен по распределению в г. Минск. Обучался в г. Минске, где был временно зарегистрирован на период обучения. До поступления в учреждение образования постоянно проживал в г. Могилеве.
Право на получение компенсаций, предусмотренных статьей 96 Трудового кодекса, имеется в случае, если после распределения на работу выпускник приехал в населенный пункт, который не являлся местом его постоянного жительства до распределения (направления).
Статья 96 Трудового кодекса не содержит требования о предъявлении работником документов, свидетельствующих о его регистрации в населенном пункте по месту работы. Кроме того, в соответствии с пунктом 21 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания (далее – Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413, в случае временного выезда из места жительства на срок более одного месяца гражданин вправе зарегистрироваться по месту пребывания, если иное не установлено в пунктах 28-1 и 30 Положения. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок до одного года, если иной срок не установлен Положением. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.Перечень документов, необходимых для выплаты компенсаций, установленных статьей 96 Трудового кодекса, законодательством о труде не определен. В связи с этим вопрос о выплате компенсаций, предусмотренных статьей 96 Трудового кодекса, должен решаться нанимателем с учетом обстоятельств и документов, имеющих место в каждом конкретном случае.
Расходы на проезд производятся в соответствии с Положением о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176. Согласно данному Положению расходы на проезд подтверждаются подлинными проездными документами.

свернуть

В помощь молодым специалистам

развернуть

В помощь молодым специалистам

Цель работы: развитие базовых профессиональных компетенций молодых специалистов, их профессиональной и психологической адаптации в учреждении образования

Задачи:
1. оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня в образовательной деятельности;
2. создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
3. обеспечить усвоение и использование молодым специалистом наиболее рациональных методов, приемов, новых продуктивных технологий воспитания, развития и обучения учащихся в образовательном процессе.

Положение о наставничестве
Анкета по изучению затруднений в работе молодого учителя
Методический материал в помощь учителю
Дидактические требования к современному уроку
Карта посещений

свернуть
поделиться в: