Важно знать

Информация о критериях и показателях семейного благополучия

развернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 января 2019 г. N 22

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ  ДЕТЕЙ  НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО 

ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

(в ред. постановления Совмина от 01.12.2023 № 856) 

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2021г. №493 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.09.2021, 5/49390)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2022г. №502 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.08.2022, 5/50540)-внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 августа 2022г. за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 сентября 2022

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2022г. №502 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.08.2022г. и 1 сентября 2022г.

 

В соответствии с частью пятой статьи 116 и частью первой статьи 117 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (прилагается).
  2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно приложению.
  3. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру в соответствии с данным постановлением в течение шести месяцев после вступления его в силу.
  4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2019 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь С.Румас

 

Приложение

к постановлению

Совета Министров

Республики Беларусь

15.01.2019 N 22

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

(в ред. постановления Совмина от 01.12.2023 N 856)

 

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста - от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет, детей школьного возраста - от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста 

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и предоставляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория  которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения)

родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания

в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида,  получил тяжелые телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравление психоактивными веществами

оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей0, допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей).

(в ред. постановления Совмина от 01.12.2023 N 856)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного  статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей)  в рамках административного либо уголовного процесса  установлены факты, подтверждающие что они не контролируют  поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие он совершил  правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

(в ред. постановления Совмина от 01.12.2023 N856)

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2-5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10-19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь от 4 января 2014г. №122-з «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов

(в ред. постановления Совмина от 01.12.2023 N 856)

 

 

                                                        УТВЕРЖДЕНО

                                                        Постановление

                                                        Совета Министров

                                                        Республики Беларусь

                                                        15.01.2019 N 22

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

(в ред. постановления Совмина от 01.12.2023 N 856)

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей (далее - государственные органы, государственные и иные организации), с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
  2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. N 200-З "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными актами законодательства, а также следующие термины и их определения:

выявление детей, находящихся в социально опасном положении, - комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка (далее - неблагоприятная для детей обстановка);

социальное расследование - деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке;

признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении - принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в установленном настоящим Положением порядке, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;

мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее - мероприятия), - совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

ГЛАВА 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  1. Государственные органы, государственные и иные организации в пределах своей компетенции участвуют:

в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении;

в организации и проведении социального расследования;

в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

в реализации мероприятий.

  1. В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в пределах своей компетенции участвуют следующие государственные органы и государственные организации:

местные исполнительные и распорядительные органы;

комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах) (далее - комиссии по делам несовершеннолетних);

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее - отделы образования);

учреждения образования;

организации здравоохранения;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее - органы по труду, занятости и социальной защите);

территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей;

территориальные органы внутренних дел;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением;

(в ред. постановления Совмина от 01.12.2023 N 856)

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.

Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, социальном расследовании и реализации мероприятий в пределах своей компетенции.

  1. Координацию деятельности государственных органов, государственных и иных организаций, указанной в пункте 3 настоящего Положения, осуществляют координационные советы, создаваемые в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" (далее - координационные советы).

ГЛАВА 3

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

  1. Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:

отделы образования, учреждения образования - при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан;

организации здравоохранения - при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;

органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей - при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи, оказании социальных услуг, проведении обследования многодетных семей, семей, воспитывающих ребенка-инвалида, реализации мер в сфере содействия занятости, осуществлении иных функций;

территориальные органы внутренних дел - при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям - при проведении пожарно-профилактической работы;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, - при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, - при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.

Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции.

  1. При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.
  2. Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) - в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования.

 

ГЛАВА 4

ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

  1. Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяются персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее - комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - совет профилактики).
  2. К проведению социального расследования учреждение образования (социально-педагогический центр) при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, по месту жительства детей, направив письменное уведомление.
  3. Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения, указанного в пункте 9 настоящего Положения.

Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения, установленных постановлением, которым утверждено настоящее Положение.

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

  1. При проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями при проведении социального расследования. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.

По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.

  1. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:

обратиться в координационный совет по месту жительства семьи для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг, иной помощи по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством;

информировать отдел образования об отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) в семье.

  1. В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях.

В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие указанные в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения социальные услуги, иную помощь, в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.

14-1. Государственный орган, государственная и иная организации, предоставляющие социальные услуги, иную помощь, не позднее 14 рабочих дней со дня получения выписки из решения совета профилактики направляют в совет профилактики информацию об оказании социальных услуг, иной помощи либо о необращении родителей за оказанием таких услуг, иной помощи для контроля условий жизни и воспитания ребенка (детей) и принятия решения в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 13 настоящего Положения.

ГЛАВА 5

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ

  1. Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего Положения, рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.

О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном порядке уведомляются родители.

Координационный совет принимает одно из следующих решений:

признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;

отказать в признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении с указанием причин такого отказа.

16.Решениео признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется родителям, государственным органам, государственным и иным организациям, ответственным за его реализацию.

  1. Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не реже одного раза в квартал рассматривается координационным советом.
  2. Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает решение:

о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите;

о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы на определенный срок, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

  1. При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия для принятия решения по новому месту жительства семьи в соответствии с частью третьей пункта 15 настоящего Положения.
  2. Учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (социально-педагогические центры) в порядке, установленном законодательством.
  3. Решение о признании (об отказе в признании) ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в течение 10 рабочих дней со дня его принятия в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.

Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.

ГЛАВА 6

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

  1. Реализацию мероприятий обеспечивают:

22.1. городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах), которые в пределах своей компетенции:

организуют работу по профилактике семейного неблагополучия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений детей;

принимают в установленном законодательством порядке решения о даче согласия на отчуждение собственниками жилых помещений или об отказе в отчуждении собственниками жилых помещений, в которых проживают в качестве членов семей собственников жилых помещений дети, признанные находящимися в социально опасном положении;

формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов региональные комплексы мероприятий по вопросам социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей (в том числе оказание помощи к учебному году);

22.2. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, в решении бытовых, жилищных и иных вопросов;

22.3. комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении;

организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные отношения и признанному находящимся в социально опасном положении;

22.4. отделы образования, которые в пределах своей компетенции:

обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение образования;

обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении;

22.5. учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в пределах своей компетенции:

создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;

оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку (детям) и родителям;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

22.6. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке оказывают медицинскую помощь;

консультируют родителей по вопросам организации условий быта, ухода, питания ребенка (детей);

обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста;

консультируют родителей и других членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;

осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка (детей);

обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

22.7. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей компетенции:

проводят обследования многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, семей, в которых выявлены признаки неблагоприятной для детей обстановки;

оказывают социальные услуги, в том числе консультационно-информационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-посреднические, социально-реабилитационные, а также услуги временного приюта, социального патроната, услуги няни, иные виды социальных услуг в зависимости от потребностей семьи;

назначают государственную адресную социальную помощь, материальную помощь, пенсии и пособия;

участвуют в распределении безвозмездной (спонсорской) помощи, полученной в виде товаров (работ, услуг), иностранной безвозмездной помощи, помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;

оказывают содействие родителям в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, реализуют иные меры в сфере содействия занятости;

участвуют в мероприятиях по профилактике неблагоприятной для детей обстановки, противодействию домашнему насилию;

22.8. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции:

проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и соблюдению требований законодательства;

при необходимости осуществляют подготовку документов для направления родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;

22.9. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;

22.10. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии оснований:

оказывают содействие в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях государственного жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок (дети) в которой находится в социально опасном положении;

22.11. организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, которые в пределах своей компетенции уведомляют родителей об имеющейся задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, возмещению расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирных жилых домах.

 

свернуть

📌ПОЗАБОТЬТЕСЬ О БЕЗОПАСНОСТИ СВОИХ ДЕТЕЙ

развернуть

📌ПОЗАБОТЬТЕСЬ О БЕЗОПАСНОСТИ СВОИХ ДЕТЕЙ

Ситуации, когда дети идут гулять в лес без родителей, а потом теряются, происходят нечасто, но имеют место быть.

ЕСЛИ ВЫ ЖИВЕТЕ РЯДОМ С ЛЕСОМ:
❗️Скажите детям, что лес – это не место для игр.
❗️Расскажите, какие опасности могут поджидать их в лесу.
❗️Научите, что нужно делать, если потерялся:
▫️при наличии мобильного телефона – позвонить родителям или спасателям по номеру 101 или 112;
▫️оставаться на месте и громко звать на помощь;
▫️не бояться откликаться на свое имя, если зовут чужие люди;
▫️не подходить к водоемам и болотам;
▫️не есть незнакомые ягоды и грибы;
▫️при встрече с диким животным не двигаться и не нападать на него — нужно дать животному возможность спокойно уйти.

Впереди весенние каникулы. Дети чаще уже играют на улице.

❗️Помните, что безопасность детей в ваших руках.

свернуть

Подружиться с водой…

развернуть

Подружиться с водой…

Еще совсем недавно мы с нетерпением ждали «настоящего лета». И вот оно пришло… Пришло вместе с теплыми (даже жаркими) деньками. И мы уже спешим найти «укрытие от этой жары» - поэтому большую часть свободного времени стремимся провести у водоёмов: ведь это отличная возможность совместить приятное с полезным: и поплавать, и позагорать, и воздухом свежим «надышаться».  К сожалению, отдых у воды не всегда приносит только радость – купальный сезон начался не так давно, а сводки уже пополнились новыми жертвами «водной стихии». К сожалению, вода, как и огонь, не прощает ошибок, не делает скидок на возраст и жизненный опыт – она жестоко наказывает тех, кто “не желает жить по ее правилам”…

Именно для того, чтобы отдых у воды приносил только положительные  эмоции, спасатели в очередной раз напоминают: будьте предельно осторожны  и внимательны у водоёмов! Соблюдайте правила безопасного поведения:

- не оставляйте без присмотра у воды детей;

- не входите в воду в состоянии алкогольного опьянения;

- отдыхайте только в специально оборудованных местах (пляжах);

- не позволяйте себе заплывать за предупреждающие знаки  (буйки);

- не  ныряйте в воду с разбегу -  заходите в воду постепенно, чтобы дать телу привыкнуть к перепаду температур;

- если вы много времени провели на солнце, не спешите: отойдите в тень, остыньте и только потом идите плавать;

- не стоит купаться натощак или сразу после еды. Делать это лучше часа через полтора после приема пищи.

Помните   во время плавания и про чувство меры, которое многие теряют, забывая, что долгое пребывание в воде приводит к переохлаждению организма. Если Вы почувствовали озноб, надо немедленно выйти на берег.

К слову,  находиться в воде рекомендуется 15-20 минут. Совершая дальние заплывы, экономно расходуйте силы, время от времени отдыхайте. Научитесь отдыхать на воде: лежа на спине или прижав колени и локти к груди и животу (поплавком). Если не уверены в своих силах, то  держитесь поближе к берегу, чтобы в любой момент коснуться дна ногами. Ещё раз обращаем внимание на то, что категорически запрещено входить в воду в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ни в коем случае не заходите в воду во время грозы!

Что делать, если же вы всё-таки стали тонуть? Не поддавайтесь панике. Да, держать себя в руках в данной ситуации очень сложно, но необходимо. Не барахтайтесь, успокойтесь и перевернитесь на живот или на спину, раскиньте как можно шире руки и ноги — так вы всплывете на поверхность. Лежа на животе, чтобы сделать новый вдох, поднимите голову, а затем выдыхайте в воду. Лежа на спине, дышите медленно и глубоко. Не выдыхайте до конца, в легких всегда должен оставаться воздух, он будет поддерживать вас. Руками слегка загребайте воду под себя, это тоже поможет оставаться на плаву. Немного отдохнув, плывите к ближайшему берегу.

Берегите себя и своих близких! А в случае любой чрезвычайной ситуации звоните по номеру «101» или «112»!

свернуть

Кибербезопасность

развернуть

САЙТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

развернуть

САЙТЫ    ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

 

 

Сайт "Школьный логопед"

http://logoped18.ru./

Сайт "Школьный психолог"

http://psycholog-school.ru/

Детский правовой сайт Республики Беларусь

http://mir.pravo.by/

Детям об армии

http://www.deti.mil.by/

Сайт ОО “Белорусский детский фонд”

http://www.bcf.by

Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь

http://www.asabliva.by

Все о детской психологии

http://psixolog.by

свернуть

Родителям о безопасности детей в школе

развернуть

Родителям о безопасности детей в школе

 

Дружественная и поддерживающая среда в школе – основа успешного развития и обучения ребенка.

О том, что важно знать родителю о безопасности детей в школе, мы рассказываем в одной из наших брошюр из серии пособий по антибуллингу: https://www.unicef.by/uploads/models/2020/11/v_shkole..

Материал в простой и понятной форме расскажет вам, как помочь своему сыну или дочери справиться с травлей в школе. Это важно, ведь буллинг губителен для детей. Из-за него у ребенка могут развиваться депрессия и страхи.

свернуть

Памятка для родителей "Вместе, но не вместо..., или Как помочь ребёнку в выборе профессии?

развернуть

«Не жди белочку – туши окурок!»

Информационно-пропагандистская кампания МЧС «Не жди белочку – туши окурок!» стартует в нашей стране
развернуть

С начала года по причине неосторожного обращения с огнем при курении произошло более 750 пожаров, на которых погибло 225 человек. Небрежно брошенная непотушенная сигарета зачастую приводит к непоправимым последствиям. Многие считают это не заслуживающей внимания мелочью. И,  возможно, не каждый в состоянии разглядеть огромную проблему. Не для всех примеры в сводках МЧС становятся предупреждением об опасности. Более того, практически во всех случаях гибели людей можно было избежать, если бы они сами понимали, что трагедию творят собственными руками. Пока каждый не осознает всю серьезность и глубину проблемы, финал будет все также трагически предсказуем и неизбежен.

Спасатели постоянно ищут новые креативные формы работы с населением, чтобы граждане осознали важность соблюдения правил безопасности, ведь именно так закладывается фундамент культуры безопасности жизнедеятельности. «Не жди белочку – туши окурок!» - билборды с таким слоганом появляются  этой осенью на улицах белорусских городов. Это социальная инициатива МЧС, призванная мотивировать население, потребляющее табачные изделия, тушить за собой окурки во всех возможных местах курения: квартире, балконе, на  природе и др. О том, что необходимо соблюдать правила безопасности при курении, напомнят не только тематические плакаты. Тематические аудиоролики также призовут беспечных граждан тушить за собой окурки, а в видеороликах люди увидят целый «беличий отряд», который успешно справляется с этой проблемой, показывая людям пример соблюдения правил безопасности при курении. Презентационные мероприятия новой информационно-пропагандистской кампании пройдут как в крупных торговых центрах областных городов, так и в магазинах районных городков (в сельской местности). Следите за ходом проведения кампании на сайте МЧС (https://mchs.gov.by/glavnoe/327765/ ),  а также в средствах массовой информации.

 

 

свернуть

«Как понять, что тобой манипулируют»

Информационные материалы для использования в информационно-разъяснительной работе с участниками образовательного процесса
развернуть

Участие и вовлечение в

массовые мероприятия небезопасно

 

В последнее время зафиксированы случаи участия учащихся и студентов в несанкционированных акциях. Особую тревогу вызывает присутствие на подобных мероприятиях несовершеннолетних учащихся, что подвергает их опасности быть втянутыми недобросовестными взрослыми в противостояние с силами охраны общественной безопасности и порядка страны и может привести к необратимым последствиям в их психоэмоциональном и нравственном развитии.

Участие в любом массовом мероприятии сопряжено с повышенной опасностью. Человек, находящийся в толпе, подвергается опасности из-за:

  • возможности возникновения давки;
  • возможного проявления агрессии со стороны участников мероприятия;
  • возможного травмирования при столкновении с сотрудниками органов правопорядка, выполняющими свои профессиональные обязанности.

Толпа оказывает сильное психологическое воздействие. Оказавшись в толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность, и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.

Психическое (эмоциональное) заражение является бессознательным, невольным подражанием, возникающим в толпе в результате использования различных средств общения, сильных звуковых сигналов. Многократность взаимного усиления и ускорения эмоционального воздействия друг на друга приводит к общей психологической настроенности, решимости, чувству силы.

Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. 

В толпе, в условиях неизвестности, происходит растворение индивидуальной ответственности членов толпы.

Для любых больших скоплений людей характерны:

  • Заражаемость и внушаемость. Люди в толпе легко подхватывают общее настроение и чрезмерно восприимчивы к внушению. В их сознание крайне просто внедрить определенную идею или образ.
  • Потеря осознанности. Для толпы совершенно несвойственны разум и логика. Ей управляют эмоции. Даже в обычной жизни люди не всегда мыслят рационально. А в толпе сознание отключается и человек следует велению своих инстинктов.
  • Образность мышления. В толпе люди мыслят образно – их мышление предельно упрощается. Люди не воспринимают сложные идеи, теряют способность рассуждать, обсуждать, вникать в детали и совершать выбор. Получается, что события могут развиваться только так: толпа либо полностью принимает идею, либо отвергает ее. В толпе чаще люди выбирают не правду и реальность, а заблуждения и иллюзии. Несуществующее оказывается для них столь же сильным, как и реальные факты.
  • Категоричность. Суждения, которые приняла толпа (или ей внушили их) не подвергаются никаким сомнениям и видоизменениям.
  • Стимуляция воображения. Из-за повышенной восприимчивости любая информация в сознании людей приобретает чрезвычайную живость. Массовое воображение действует так, что все события серьезно искажаются (но на это влияет еще и то, каким именно образом они преподносятся толпе).
  • Эмоциональность – одно из самых ярких поведенческих свойств толпы. Участники постоянно обмениваются эмоциями друг с другом, эмоциональный заряд, постоянно подпитываясь, достигает апогея, и контролировать проявления толпы становится практически невозможно.
  • Повышенная чувственность. Чувства, испытываемые людьми, доходят до крайностей. И на второй план отходят не только собственные интересы и рационализм человека, но и его инстинкт самосохранения.
  • Отсутствие ответственности. Люди в толпе чувствуют безнаказанность и вседозволенность, а значит, совершенно не задумываются об ответственности за свои действия и поступки. К тому же именно эта безответственность делает людей очень жестокими.
  • Анонимность. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные действия, даже если они были противоправными. Отсюда и та необъяснимая жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы.
  • Экстремизм. Толпа в подавляющем большинстве случаев считается явлением деструктивным, т.е. разрушительным. Высвобождаются страсти и инстинкты, скрытые в обычной жизни где-то в потаенных уголках сознания. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого человека. Поддаваться этим инстинктам опасно, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов, которые находились в глубокой спячке. В толпе малейшее пререкание со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие - это ярость.
  • У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует позиция: «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа признает только силу, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта – одна из форм слабости.

Особенность толпы в том, что она беспрекословна, слепа и инстинктивна в своем подчинении, а также в том, что слабого лидера она отвергнет, а перед сильным станет преклоняться. Практически всегда управление толпой имеет двойственный характер: с одной стороны ей управляет лидер, а с другой – силовые структуры. Задачи у этих сторон разные: если первый использует толпу для достижения цели, то вторые стремятся толпу расформировать. Для этого силовые структуры по своим должностным обязанностям используют специальные методы, например, отвлекают внимание людей, чтобы разобщить их, лишают ее лидера или пробуждают разум. 

В первую очередь в толпе из-за своих физических и психических особенностей могут пострадать дети. Дети и подростки должны быть вне политики. Подростковый возраст всегда проявляет склонности к бунтарству и неповиновению, в том числе и против взрослых. Дети готовы на многие резкие поступки, которые не совершит взрослый. Принимая решение участия в том или ином мероприятии нужно задуматься о последствиях. Участие несовершеннолетних детей в несанкционированных митингах и акциях опасно для их жизни и здоровья, так как во время массовых беспорядков может быть нанесен вред их здоровью, а также могут быть получены травмы различной степени тяжести.

Нахождение ребенка в небезопасной для него и неконтролируемой в целом ситуации, а массовые несанкционированные мероприятия носят именно такой характер, – это нарушение прав ребенка. А защита и охрана прав детей, счастливое детство ребенка зависит прежде всего от родителей. Обязанность родителей защищать детей закреплена действующим законодательством Республики Беларусь.

Эксперты в области педагогики и детской психологии считают, что родителям ребенка брать с собой на митинги не следует. Находясь в потоке людей, на акциях протеста, дети подвергаются риску, так как у них в силу возраста не полностью сформирована способность к сохранению физического и психологического равновесия при воздействии факторов экстремальной ситуации.

Неорганизованное ситуативное скопление возбужденных людей, управлять действиями которых очень трудно, иногда практически невозможно, сопровождается шумом толпы. На шум разного уровня человеческий организм реагирует по-разному, и чем длительнее воздействие шума, тем негативнее он влияет на физическое и психическое здоровье. Когда речь идет об организме ребенка, особенно важно учитывать степень незрелости его психических функций, его низкую физическую устойчивость, несформированную стрессоустойчивость. Психическое состояние ребенка при воздействии длительного шума ухудшается, он становится беспокойным и растерянным, способным к непредсказуемым действиям.

Возбужденное окружение толпы, шум могут вызывать чувство страха, паники, ужаса, особенно у детей с богатой фантазией. Этот процесс не прекращается даже во время ночного отдыха – сон ребенка становится поверхностным, тревожным, с кошмарными сновидениями и частыми ночными пробуждениями. (Заведующий Новополоцким психоневрологическим диспансером Наталья Колонтай https://www.novaya.by/2020/09/24/novopolockij-vrach-specialist-detyam-ne-mesto-v-tolpe-eto-mozhet-skazatsya-na-ix-psixike-i-povedenii).

Дети могут потеряться в толпе, получить травму, так как они маленького роста и их трудно заметить. Могут быть травмирующие случаи, когда ребенок станет свидетелем сцен насилия. В подобных случаях порой без помощи специалиста родителям не обойтись.

У детей разных возрастов наблюдаются серьезные последствия пребывания в толпе: от страхов и тиков у малышей, до формирования моделей агрессивного поведения и негативных социальных последствий у детей постарше. Дети объясняют свои действия влиянием толпы: «Все закричали, и я закричал. Все кидали, и я кидал». Но ответственность за физическую, психическую и социальную безопасность своих детей несут родители.

Кроме того, нужно помнить, что террористы часто выбирают места массового пребывания людей. Помимо поражающего фактора террористического акта, люди гибнут и получают травмы еще и в результате давки, возникшей вследствие паники. Поэтому необходимо соблюдать следующие правила:

  • Избегайте больших скоплений людей.
  • Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.
  • При возникновении паники старайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию.
  • Не присоединяйтесь к митингующим "ради интереса". Сначала узнайте, санкционирован ли митинг, за что агитируют выступающие люди.
  • Не вступайте в незарегистрированные организации. Участие в мероприятиях таких организаций может повлечь уголовное наказание.

Родители должны оставаться гарантами безопасности ребенка.

Массовая акция протеста – мероприятие с повышенной степенью опасности для всех ее участников. Толпы на массовом гулянии и на митинге отличаются друг от друга. Для акции протеста характерна идея противостояния толпы и чиновника, органа власти, представителей правоохранительных органов.

Обезличенность толпы, осознание отсутствия личной ответственности вкупе с выплеском возмущения освобождает дремлющую в человеке агрессию, мишенью для которой могут стать другие участники акции, работники органов правопорядка и просто прохожие.

Однако подобной ситуации можно избежать. Не нужно примыкать к митингующим ради любопытства. Помните, что в толпе Вы можете попасть под действия правоохранительных органов. Не сопротивляйтесь, доказывая свою непричастность. Выполняйте все их требования. В такой ситуации, у правоохранительных органов совершенно нет времени разбираться и выяснять, кто есть кто.

  • Стихийная группа всегда состоит из нескольких «слоев» людей.
  • Зачинщики – ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.

Следующий «слой» – наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением. Они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.

Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.

«Хулиганы» – это наиболее опасная часть толпы. Они примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.

              Эффект толпы формируется поэтапно.

  1. Образование ядра. Эта стадия может проходить в сознательной форме (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) или стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
  2. Информационный этап, который называют «кружением». Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
  3. Следующий этап – «скачок внимания». Внимание людей оказывается перенаправлено. В центр внимания попадает то, что выгодно зачинщикам, например, общий враг.
  4. Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе, особенно если им угрожает опасность.

Некоторые мамы и папы берут на митинги маленьких и грудных детей, прогуливаются перед шеренгой ОМОНа с детсадовцами и школьниками, блокируют автомобильное движение колясками. Просматривая видео с митингов, часто можно увидеть плачущих детей. Они напуганы, хотят домой, есть, спать. Родители, считают, что они пришли на мирную демонстрацию, но, увы, не понимают, какую психологическую травму причиняют ребенку. Малыши могут сильно испугаться, потеряться. Кроме того, нельзя предугадать, как поведет себя неорганизованная толпа в том или ином случае и к чему это может привести.

Именно ввиду этих особенностей, характерных для толпы, для предотвращения случайных жертв в каждой стране установлен порядок проведения массовых мероприятий.

В Республике Беларусь основополагающим документом, регламентирующим порядок проведения массовых мероприятий, является Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях» от 30.12.1997г. № 114-З.

Согласно данному нормативному акту «массовое мероприятие» – это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан.

Видами массового мероприятия является собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие.

Данный документ также регламентирует порядок организации и проведения массовых мероприятий.

Организаторами массовых мероприятий (митингов, уличных шествий и т.д.) могут выступать граждане при условии, что в них будут участвовать не более 1000 человек.

Организовывать массовые мероприятия с количеством участников свыше 1000 человек могут только политические партии, профессиональные союзы и иные организации (ч. 2 ст. 4 Закона о массовых мероприятиях).

Запрещено привлекать к участию в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации и пикетировании граждан за материальное вознаграждение (ч. 4 ст. 10 Закона о массовых мероприятиях).

Для проведения массового мероприятия нужно заблаговременно (за 15 дней до планируемой даты) подать в исполком заявление с обязательством организаторов об их ответственности. О принятом решении исполком уведомит организаторов за 5 дней до даты планируемого массового мероприятия (ч. 1 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях).

Кроме этого, организаторам массового мероприятия необходимо заключить договоры и оплатить (ч. 3 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях):

- услуги по охране общественного порядка (их оказывают ОВД);

- расходы, связанные с медицинским обслуживанием;

- расходы, связанные с уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия.

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели местах, за исключением:

- мест, использование которых для этих целей запрещено решениями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;

- объектов метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;

- на расстоянии менее 200 метров от зданий официальной резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;

- на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо-, тепло- и энергообеспечения, учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования);

- на расстоянии менее 100 метров от зданий организаций здравоохранения;

- на расстоянии менее 200 метров от зданий, сооружений, в которых находятся организации, на которые возложены функции редакций телевизионных и радиовещательных средств массовой информации, а также радиотелевизионных передающих станций и радиопередающих станций.

Лица, нарушившие установленный вышеуказанным Законом порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В зависимости от состава и квалифицируемых признаков противоправного деяния, с учетом наступления возможных негативных последствий может наступать как административная, так и уголовная ответственность.

Отягощающим фактором при совершении деяния является наличие умысла. Умысел наличествует, когда лицо осознает противоправность деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает противоправность деяния и наступление общественно опасных последствий, но не желает, а только сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

В соответствии с нормами Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК РБ) и Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) уголовной и административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных указанными кодексами.

Таким образом, возрастом, с которого наступает уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о массовых мероприятиях, является 16 лет. Если несовершеннолетнему еще не исполнилось 16 лет, ответственность несут его родители.

Вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные мероприятия является противозаконным во многих странах. Например, в России за это могут оштрафовать на 30–50 тыс. рублей (около 500 долларов) или наказать арестом на срок до 15 суток. В Казахстане предусмотрен штраф в 252 500 тенге (600 долларов) или административный арест до 10 суток. В Великобритании родители, чьи дети участвуют в митингах и пропускают занятия в школах, обязаны заплатить в госказну сумму, эквивалентную 155 долларам.

В КоАП установлена ответственность родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, которое выражается в совершении их детьми определенных деяний, которые несут в себе признаки административных правонарушений либо уголовных деяний.

Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин (ст. 9.4. КОАП «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей»).

Административная ответственность, предусмотренная статьей 23.34 КоАП «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий», влечет за собой наложение штрафных санкций до пятидесяти базовых величин или административный арест, а в случаях нарушений, сопровождающихся выплатой вознаграждений, –           до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Законодательством предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство (ст.17.1 КоАП). Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Педагогическим работникам запрещено использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции (п.3 статьи 53 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Кроме уголовной и административной ответственности установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

Уголовная ответственность предусмотрена статьей 369-3 УК РБ «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий» и заключается в следующем.

Публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иная организация или проведение таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 293 и 342 УК РБ, – наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Агрессивное поведение группы людей в ходе несанкционированного мероприятия в виде совместного вооруженного сопротивления представителям власти, поджогов, погромов, насилия над окружающими или уничтожении имущества признаются массовыми беспорядками. Такие действия могут повлечь за собой лишение свободы на срок от трех до восьми лет (ч. 2 ст. 293 УК).

Кроме того участникам любого разрешенного мероприятия с массовым пребыванием граждан необходимо знать, что при проведении массовых мероприятий существуют обязательные для соблюдения ограничения и запреты.

Так, при проведении массового мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов проводимого массового мероприятия, сотрудников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.

Во время проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования запрещается:

- препятствовать движению транспортных средств и пешеходов;

- создавать помехи для бесперебойного функционирования организаций;

- устанавливать палатки, иные временные сооружения;

- воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

- иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, их имитаторы и муляжи, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб гражданам и организациям;

- осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств; действовать методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников указанных мероприятий или других лиц, либо скрывать свои лица под масками;

- пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами и транспарантами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан;

- совершать любые действия, нарушающие установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекать к таким действиям любыми методами;

- участвовать в массовом мероприятии в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

- осуществлять реализацию алкогольных напитков и пива в местах проведения указанных мероприятий и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий.

Участие в несанкционированных мероприятиях, ситуации задержания или административного ареста, действия, препятствующие выполнению правоохранительными органами своих профессиональных обязанностей, даже если вы становитесь свидетелем этих событий, да и отслеживание тревожных событий в новостных лентах могут стать причиной сильного стресса, после которого наступает посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Оно может проявляться в разных формах.

Воспоминание об опасном событии из жизни. Такие воспоминания могут быть не полными, и содержать лишь отрывки события, но в любом случае они сопровождаются ужасом или безвыходностью. Подобные приступы могут продолжаться некоторое время, и на их фоне может усиливаться сердцебиение, повышаться давление, наблюдаться дрожание рук и так далее.

Галлюцинации. Человек с ПТСР может временами слышать крики, плач, ощущать неприятные касания или чувствовать запах дыма. Галлюцинации могут усиливаться при бессонницах, употреблении стрессовых ситуациях.

Напоминания. Приступ может возникать при появлении триггеров - ситуаций, которые могут быть связаны с свершившимся трагическим событием.

Бессонница, проблемы с засыпанием, неглубокий сон.

Повышенная возбудимость. При этом человек может вздрагивать от резкого звука, раздражаться без веских на то обстоятельств и так далее.

Самоедство. В некоторых случаях человек берет вину за случившееся на себя, часто такое явление необоснованно.

Ухудшение социальной адаптации. При отсутствии лечения и без поддержки близких людей, человек стремится конфликтовать с окружающими и находится в одиночестве. В некоторых случаях это усугубляется алкоголем, наркотиками, что еще больше разрушает личность.

Опустошение. Эмоциональная жизнь становится более скудной, человек становится холодным, эгоистичным и агрессивным.

Могут появляться тревожные мысли, пустота, депрессия, головные боли, повышение давления, судороги, тремор конечностей и прочие патологические состояния.

 

свернуть

Внимание родителям

развернуть

Статья 9.4 КоАП РБ   «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей»

 

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
  2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

 

Статья 17.13 КоАП РБ «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища»

                  

  1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с 23.00 до 6.00 часов вне жилища – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 базовых величин.
  2. То же деяние, совершённое повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - влечёт наложение штрафа в размере от 2 до 5 базовых величин

 

Статья 301 Закона РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

 

Нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в ночное время вне жилища

  1. Несовершеннолетние в возрасте до 16 лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объёме) не могут находиться в период с 23.00 до 6.00 часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.
  2. Несовершеннолетние в возрасте до 16 лет, находящиеся в период с 23.00 до 6.00 часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям.
свернуть

информационный буклет «Останови насилие»

развернуть

Информационный буклет «Останови насилие» 

свернуть

О введении ограничительного мероприятия

развернуть
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2020 № 208 «О введении ограничительного мероприятия» можно скачать здесь
свернуть

Меры по предупреждению завоза и распространения коронавируса 2019-nCoV

В Республике Беларусь организован и проводится комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения инфекции, вызванной новым коронавирусом 2019-nCoV.
развернуть

   

     В Республике Беларусь организован и проводится комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения инфекции, вызванной новым коронавирусом 2019-nCoV.

Министерством здравоохранения Республики Беларусь рекомендовано гражданам воздержаться от посещения КНР.

В пунктах пропуска на государственной границе проводится усиленный санитарно-карантинный контроль лиц, прибывающих на территорию страны, в том числе с использованием тепловизионного оборудования (в РУП «Национальный аэропорт Минск» обеспечено проведение двойного санитарно-карантинного контроля). Отметим, что с 1 по 4 февраля через санитарно-карантинный контроль РУП «Национальный аэропорт Минск», прошли более 51 тыс. граждан. У 3-х из них выявлены симптомы инфекционного заболевания, эти граждане был госпитализированы. Результаты обследования на новый коронавирус отрицательные.

Отметим, что в 23 пунктах пропуска через Государственную границу организован забор материала для лабораторного обследования граждан, прибывающих из Китайской Народной Республики.

Работа санитарно-эпидемиологической службы, службы скорой медицинской помощи, амбулаторно-поликлинических и больничных организаций здравоохранения осуществляется в режиме повышенной готовности. Отработан алгоритм действий медицинских и других работников при подозрении на заболевание. Обеспечена готовность организаций здравоохранения к приему пациентов с подозрением на данный вирус. Отработан порядок лабораторной диагностики при выявлении лиц с подозрением на заболевание, организована круглосуточная работа диагностической лаборатории. Также организован учет и медицинское наблюдение в течение 14 дней за лицами, прибывшими из КНР.

В связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией в Китайской Народной Республике, после прибытия из этой страны рекомендуется пройти лабораторное обследование на наличие коронавируса. Обследование проводится в специально организованных пунктах в Национальном аэропорту и других пунктах пропуска через Государственную границу.

Также обследоваться можно:

1) во областных инфекционных больницах страны,

2) Бобруйской городской инфекционной больнице,

3) городской инфекционной больнице г.Минска,

4) районных больницах Минской и Могилевской области.

Внимание: Обследование проводится бесплатно!

В случае появления симптомов, не исключающих инфекционное заболевание (повышение температуры тела, кашель, одышку и другие) в течение 14 дней после возвращения из Китая, следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью - вызвать скорую медицинскую помощь. Во время вызова необходимо сообщить о симптомах заболевания и дате прибытия из Китая.

В течение 14 дней после возвращения целесообразно (по возможности) минимизировать контакты с окружающими, не посещать массовых мероприятий.

Всего, по состоянию на 4 февраля за время проведения мероприятий в связи со вспышкой заболевания, в Республике Беларусь были проверены пробы у более чем 300 граждан (которые ранее находились в КНР). Коронавирус не выявлен. У 70 из них были выявлены симптомы острой респираторной инфекции. Все лица госпитализированы в инфекционные стационары, оказана необходимая медицинская помощь, проведены дополнительные лабораторные исследования.

Проводится работа с руководителями предприятий (учреждений, организаций), на которых работают граждане КНР. Всем руководителям разъяснен порядок действий в случае выявления симптомов инфекционного заболевания.

Случаи заболевания новым коронавирусом 2019-nCoV на территории Республики Беларусь не зарегистрированы.

По состоянию на утро 4 февраля в мире зарегистрировано 20 438 случаев заболевания, из них 425 случая с летальным исходом. В настоящее время за пределами Китая случаи заболевания коронавирусом зафиксированы в 23 странах.

Пресс-служба Министерства здравоохранения

 

свернуть

Сроки выдачи медицинской справки учащимся

развернуть

Согласно порядку организации проведения медицинских осмотров детского населения медицинская справка обучающимся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования выдается ОДИН РАЗ в ГОД по достижении ребенком паспортного возраста (в месяц рождения), что позволит обеспечить плановое проведение мед. осмотров и обследование детей с последующей качественной оценкой их состояния здоровья, а так же упорядочить процесс выдачи мед. справки и избежать больших очередей в учреждениях здравоохранения в начале учебного года.

свернуть